ИЗ ЖИЗНИ ВЕЩЕЙ. ОБОИ

15.03.2013

1900 год. В комнатенке затхлой гостиницы умирает Оскар Уайльд. «Или эти обои исчезнут, или я», — говорит знаменитый писатель, уставившись в стену. Человек ушел. Обои остались.


Обои — теперь декорация, красивая часть интерьера. А когда-то они служили утеплителем, не более. И до того, как была изобретена бумага, их предшественником были ковры. В XI веке арабы использовали кожаные, с золотым тиснением ковры. Утеплять им было нечего, но шикарно жить хотелось.

По мере того, как средневековая цивилизация продвигалась на север, европейские замки все больше отдавали сыростью.  Камины не могли обеспечить приемлемую температуру. Стены плакали. Обитатели простужались. Словом, возникла настоятельная необходимость утепляться. Стены стали завешивать штучными восточными коврами. Однако цена вопроса была такова, что даже французские короли, переезжая из замка в замок, прихватывали с собой изрядно потертые шерстяные «утеплители».

В теплых странах (в Испании, например), в жилищах не совсем богачей, стены стали затягивать тканью с набивным рисунком. Ради искусства, а не тепла. Так покрытие стен жилищ коврами постепенно перешло из практической плоскости (утепление) в эстетическую (красота). Тут как раз подоспели изобретения бумаги и книгопечатания.

В 1509 году печатник из Йорка (Англия) Хуго Гойс изготовил первый в истории человечества рулон обоев. Черно-белый, он имитировал парчовую вышивку. (Образчик дожил до наших дней и хранится в Кембридже.)  Богатые люди очень заинтересовались новинкой. В 1600 году голландский мастер Херман Шинкель придумал меховые обои: очески крашеной шерсти разбрызгивались по бумаге, покрытой влажным лаком, создавая иллюзию ковра. Мода захватила континент. И в 1634-м Джером Ланье получил в Англии патент на это «меховое» изобретение.

Но мода на меховые стены прошла так же быстро, как и возникла. Потому что Индия и Китай завалили Европу бумажными обоями с азиатским, имитирующим китайский шелк рисунком. «Индийская бумага», как обои называли, быстренько вытеснила с рынка все остальное. К этому времени проблема холода в богатых домах была решена посредством  парового отопления, и ковры стремительно сдали свои позиции. Восточные же обои — наоборот. Монархи сняли со стен дворцов традиционные гобелены и украсили свои «хижины» яркими птичками, цветами, райскими садами. Такой ляповатый вид обои имели вплоть до XIX века.


В 1806 году индокитайская монополия на производство обоев была разрушена. Лондонский мастер Фурдринье взялся за изготовление обоев, которые смогли конкурировать с азиатскими «райскими кущами».  Рисунок имитировал азиатский принт, преобладали желтые тона (вплоть до того времени, как за производство обоев взялись американцы). Но изменились размеры рулона: они стали шире, длиннее, дешевле. Обои стали доступны для семей со средним достатком, что вывело их на новую орбиту. В концу XIX века производство обоев в Европе стало массовым.
В современное время обойное ремесло вплотную приблизилось к искусству. Дизайнеры предлагают великолепные идеи, способные превратить дом в кусочек дворца. И это правильно. Человек, которого окружает прекрасное, имеет все шансы получить долгую счастливую жизнь.

Не жадничай - поделись с друзьями!

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Опубликовать в Livejournal Поделиться В Моем Мире

Метки:

Написать ответ

Поиск по сайту

Популярные записи

в соцсетях

Besucherzahler russian wives
счетчик для сайта